Выберите ваш город
Или укажите в поле

Без отказов в работе

26 ноября 2022
Без отказов в работе

По прогнозам в следующем году российские аграрии, вероятно, будут экономить на покупке сельхозтехники. В этом году техники было меньше из-за остановки поставок западных производителей, снижения производства российских машиностроителей и подорожание сельхозтехники. Сохранность и ремонт уже имеющего парка сельхозмашин становится более чем актуальной темой. При эксплуатации возникают неисправности и отказы в работе составных частей машин которые можно определить по внешним качественным признакам и с помощью диагностических средств. В статье пойдет речь об основных неисправностях двигателя и системы питания сельскохозяйственных тракторов.

Неисправности двигателя

Некоторые неисправности можно устранить только с помощью специального оборудования в сервисных центрах, но иногда можно сделать собственноручно. Чтобы поломка трактора не возникла в самый неподходящий момент придерживаются рекомендаций по эксплуатации техники, регулярно и своевременно проводят осмотр и сервисное обслуживание. Технический уход за трактором включает в себя визуальный осмотр, очистку всех узлов от запыления и грязи, замену старых смазочных материалов, контроль уровня масла в основных узлах, а также проверку состояния резьбовых и штифтовых соединений, генератора, блока управления, давления в шинах, натяжения ременного привода, восстановление герметичности соединений, подтягивание крепежей и прослушивание работы основных элементов машины.

Неисправности двигателя чаще всего возникают из-за нарушения тепловых и нагрузочных режимов работы, герметичности внутренних полостей или использования некачественных сортов топлива и масла. В самых тяжелых условиях в двигателе работает цилиндропоршневая группа, детали которой выполняют наиболее ответственные функции в рабочем процессе двигателя. В частности, поршневые кольца и гильзы создают достаточно герметичное рабочее пространство цилиндра, интенсивно отводят теплоту от поршней в систему охлаждения, с помощью маслосъемных колец образуются равномерные масляные пленки на трущихся поверхностях. Кроме того, они не допускать попадания масла в камеру сгорания. Изнашивание цилиндропоршневой группы или закоксовывании колец, их поломке нарушается герметичность рабочего объема цилиндра, что уменьшает давление и температуру сжатого воздуха, в результате чего затрудненный пуск, так как топливо не самовоспламеняется. Отмечаются и перебои в работе двигателя. При сгорании топливовоздушной смеси газы под большим давлением прорываются в картер, откуда выходят в атмосферу через сапун. Износ деталей, потеря упругости колец ведет к увеличению количество масла, попадающего в надпоршневое пространство и сгорающего там под действием высокой температуры. Масло в камере сгорания образует нагар на днищах поршней и головке цилиндров, затрудняет отвод теплоты через стенки цилиндров. Сгорание масла изменяет цвет отработавших газов, которые приобретают синеватые оттенки. Неисправность цилиндропоршневой группы можно определить по дымлению из сапуна, перерасходу масла, затрудненному пуску дизеля, снижению мощности, а также белому дыму при пуске и синему при работе. Детали кривошипно-шатунного механизмаработают в условиях больших знакопеременных нагрузок. Одним из основных факторов, влияющем на работу соединений коленчатого вала и шатунов, является зазор в подшипниках. Увеличиваясь зазор нарушает условия жидкостного трения, возрастают динамические нагрузки, постепенно приобретающие ударный характер. Давление масла в магистрали двигателя понижается из-за увеличенных зазоров подшипников коленчатого вала. Это ухудшает смазывание гильз цилиндров, поршней и колец. Сигналом о том, что увеличились зазоры, являются понижение давления масла при исправной смазочной системе, а также стуки, прослушиваемые на определенных режимах с помощью стетоскопа. При эксплуатации двигателя герметичность рабочего объема цилиндра нарушается из-за неплотностей прилегания клапанов из-за подгорания их фасок и рабочих фасок гнезд в головке цилиндров, негерметичности стыка головки, блока и прогорания прокладки, из-за нарушения теплового зазора между клапаном и его приводом. По мере изнашивания зубчатых колес механизма газораспределения, подшипников и кулачков распределительного вала, а также отклонения тепловых зазоров между клапаном и коромыслом от номинальных значений нарушаются фазы газораспределения. Неисправность проявляется металлическим стуком в зоне клапанного механизма, а также трудным пуском, перебоями в работе, снижением мощности.

Неисправность системы питания

На систему питания приходится 25-50 % всех неисправностей тракторных дизелей. На рабочий процесс и скорость изнашивания деталей двигателя большое влияние оказывает состояние системы очистки воздуха, всасываемого в цилиндры. С увеличением наработки ухудшаются рабочие характеристики воздухоочистителя — коэффициент пропуска абразивных частиц различного размера и сопротивление. Причинами такого изменения служит накопление пыли в фильтрующих элементах, а также снижение уровня и ухудшение свойств масла в поддоне. Повышение сопротивления увеличивает разрежения во впускном коллекторе, что повышает опасность подсоса неочищенного воздуха через неплотности воздушного тракта, снижает степень наполнения цилиндров воздухом и, следовательно, мощность и экономичность двигателя. Своевременно обнаружить неисправность в системе очистки и подачи воздуха можно контролем герметичности системы, сопротивления воздухоочистителя и впускного тракта, используя диагностические средства или штатные приборы. Неудовлетворительная работа топливной аппаратуры проявляется затрудненным пуском дизеля и неустойчивой работой, повышенной дымностью отработавших газов, пониженной мощностью и экономичностью. Затрудненный пуск и неустойчивая работа дизеля происходят из-за попадания в цилиндры воды, присутствия в топливе воздуха, закоксовывания или залегания иглы в корпусе распылителя, износа прецизионных пар топливного насоса, неравномерной подачи топлива в цилиндры, сильного износа механизмов регулятора. Могут быть и поломки пружин плунжеров, нагнетательных клапанов и форсунок, заедание рейки топливного насоса или муфты регулятора, неисправность подкачивающего насоса. Причиной повышенной дымности отработавших газов может стать неполное сгорание топлива из-за плохой работы форсунок, слишком раннее или позднее впрыскивание топлива в цилиндры, чрезмерная подача топлива, недостаток воздуха при сильном засорении воздухоочистителя. Форсунки обеспечивают нормальный рабочий процесс при хорошем впрыскивании и распыливании топлива под определенным давлением. По мере изнашивания деталей форсунки и снижения упругости пружины давление начала впрыскивания топлива уменьшается, увеличивается объем впрыскиваемого топлива и угла начала впрыскивания, изменение мощности и экономичности. При сильном снижении давления впрыскивания топливо может подтекать из распылителя после посадки иглы в седло, что быстро его закоксовывает, ухудшается качество распыливания, зависают иглы. Работоспособность системы питания нарушается также при неисправности бака, топливопроводов и их соединений, фильтров, топливоподкачивающего насоса. Иногда топливо плохо подается в систему из-за засорения отверстия бака с атмосферой.

По мере расхода топлива в баке создается разрежение, и топливо не подается в систему питания. Часто топливо не поступает или поступает с перебоями из-за подсоса воздуха в систему питания. При этом в каналах топливных фильтров и топливного насоса образуются воздушные пробки. При этом пуск дизеля затруднен, так как топливо к форсункам поступает с перебоями, не создается нужное давление для впрыскивания. Дизель либо не дает вспышек, либо «схватывает», дает отдельные вспышки, но не заводится. Прекращение подачи топлива к топливному насосу высокого давления или подача его с перебоями и в недостаточном объеме бывают и при засорении топливопровода соринками, нитками, клочками обтирочных материалов, применяемых при обслуживании трактора. Зимой причиной прекращения подачи топлива может быть образование в топливопроводах и отстойниках фильтров ледяных пробок при заправке топлива с примесью воды. Многовариантность причин, вызывающих одни и те же последствия, обусловливает необходимость при поиске неисправности определенными действиями исключать из рассмотрения исправные составные части, пока не будет обнаружена неисправность.

Напомним, 1 сентября 2022 года вступило в силу принятое кабмином Постановление от 20 мая 2022 г. № 9161, которое будет действовать в течение шести лет. Правительство РФ утвердило перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники. Такие условия разделены на семь блоков: «Тормозная система», «Рулевое управление», «Внешние световые приборы», «Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла», «Колеса и шины», «Двигател», «Прочие элементы конструкции». Так, в соответствии с документом, нельзя эксплуатировать самоходную машину в случае нарушения герметичности системы питания, наличия трещины диска колеса, неисправности системы выпуска отработавших газов. Тракторы относятся к самоходным машинам, и вышеописанные неисправности могут стать причиной запрета их эксплуатации.

Поделиться: